- Транспорт
- ТРÁНСПОРТ. К нач. войны трансп. система СССР была модернизирована и обеспечивала расширенное социалистич. воспроиз-во и оборонные нужды страны. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился по сравнению с 1913 в 5,5 раза, речного транспорта в 1,2 раза, морского транспорта в 1,2 раза, автомобильного транспорта в 89 раз; сеть жел. дорог возросла в 1,5 раза, автодорог с твёрдым покрытием почти в 4 раза, протяжённость магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в 4 раза. В 30-е гг. созд. воздушный транспорт.
В годы войны Т. имел важное оборонное и нар.-хоз. значение. В период войны сов. трансп. система одноврем. выполняла 3 осн. задачи, успешное решение к-рых было одной из важнейших предпосылок, предопределивших исход войны в пользу СССравни воинские перевозки по отмобилизованию, сосредоточению и стратегич. развёртыванию Вооруж. Сил; перебазирование производит. сил из прифронтовых в вост. р-ны страны (что потребовало большей трансп. работы, чем воинские перевозки); перевозки по обеспечению нужд воен. экономики. С первых дней войны основные трансп. магистрали и узлы фронтовых и прифронтовых р-нов подверглись массир. налётам авиации врага. Перевозки осложнялись вследствие больших разрушений на Т. и потерь подвижного состава, проводились нередко в условиях боевых действий, под огнём пр-ка. В февр. 1942 для усиления централизации управления трансп. системой созд. Трансп. к-т при ГКО, в к-рый вошли 4 чл. Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И. В. Сталиным, наркомы путей сообщения и водного Т., нач. Тыла и нач. Управления воен. сообщений НКО. Этот к-т координировал работу разл. видов Т., руководил их материально-технич. снабжением, планировал и регулировал воинские и важнейшие нар.-хоз. перевозки, имевшие оборонное значение, сыграл важную роль в мобилизации резервов всех видов Т. и комплексном их использовании. Все виды Т. были переведены на воен. положение. Большое значение имело взаимодействие ж.-д. Т., на долю к-рого приходилось св. 4/5 суммарного грузооборота Т. в годы войны, с др. видами Т. (с речным эвакоперевозки из Москвы и Ленинграда по водным путям Моск. и Сев.-Зап. речных бассейнов в Верх. Поволжье, а затем по ж. д. в вост. р-ны страны; с морским транспортировка нефтегрузов из Баку и Махачкалы по Касп. м. в Красноводск для дальнейшей перевозки по ж. д. и др.). В трансп. обеспечении фронта ж.-д. и отчасти мор. Т. решал задачи воен.-стратегич. характера. Автомоб., речной, возд., трубопроводный и гужевой Т. имели важное значение в тактич. зоне в подвозе пополнения и воинских грузов фронтам, в эвакуации раненых; в отд. случаях им приходилось играть стратегич. роль (напр., перевозки по "Дороге жизни" на Ладожском оз., снабжение фронта в период Сталингр. битвы). Несмотря на огромную работу, проделанную Т. при перемещении производит. сил на Восток, а также резко возросший объём воинских перевозок, общие размеры перевозочной работы Т. в целом и его отд. видов (за исключением морского и воздушного) значительно сократились по сравнению с 1940 (её наименьший уровень в 1942), что связано с большим материальным ущербом, нанесённым Т. в годы войны, и уменьшением объёма обществ. произ-ва (грузооборот всех видов Т. в 1940 494,4 млрд. т·км, в 1945 374,8 млрд. т·км;
табл. 1. Грузовые перевозки транспорта
Перевозки, млн. т
Грузооборот, млрд. т·км
Средняя дальность, км
1940
1945
1940
1945
1940
1945
Железнодорожный
Морской
Речной
Трубопроводный (нефте- и нефтепродуктопроводы)
Автомобильный
Воздушный
605,1
32,9
73,9
7,9
858,6
0,1
395,2
20,2
36,9
5,6
420,0
0,1
420,7
24,9
36,1
3,8
8,9
0,0
314,0
34,2
18,8
2,7
5,0
0,1
695
409
(миль)
489
481
10,4
397
794
915 (миль)
511
478
12
864
табл. 2. Пассажирские перевозки транспорта
Перевозки пассажиров, млн. чел.
Пассажирооборот, млрд. пассажиро-км
Средняя дальность, км
1940
1945
1940
1945
1940
1945
Железнодорожный
Морской
Речной
Автомобильный
Воздушный
1377,4
9,7
73,4
590,0
0,4
843,8
2,2
38,5
80,0
0,6
100,4
0,9
3,8
3,4
0,2
65,9
0,6
2,3
0,5
0,5
73
50
(миль)
52
5,7
473
78
154
(миль)
60
6,3
850
Лит.: Воен. сообщения за 50 лет, М., 1967; Тыл Сов. Вооруж. Сил в Вел. Отечеств. войне 19411945 гг., М., 1977, гл. 5; История социалистич. экономики СССравни т. 5, М., 1978, гл. 9; Ковалев И. В., Транспорт в Вел. Отечеств. войне 19411945 гг., М., 1981.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.